Литературные чтения и упражнения

А.С. Пушкин  «Маленькие трагедии» Упражнения

А.С. Пушкин  «Маленькие трагедии»

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес для чтения А. С. Пушкина, написанный им в 1830 году в Болдине. Он состоит из четырёх произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».

Анна Ахматова писала, что «быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина».

Чтение, анализ произведений

А. С. Пушкин    «Скупой рыцарь»

                              «Моцарт и Сальери»

                              «Каменный гость»

                               «Пир во время чумы»

Ответьте на вопросы.1.Какое из произведений Пушкина не входит в цикл коротких пьес «Маленькие трагедии»?«Скупой рыцарь»«Моцарт и Сальери»«Каменный гость»«Медный всадник»«Пир во время чумы»

2.

. В чем состояла обида Сальери, которая сопровождала его зависть к Моцарту?

Моцарт был виновником его травмы, полученной Сальери в раннем детствеЧто дар таланта дан тому не за кропотливый труд или любовь к искусствуМоцарт был богат и скуп

3.

Откуда Сальери взял яд, которым он отравил Моцарта?Он купил его у старого слепого музыкантаОн украл его в аптечной лавкеОн был подарен ему его возлюбленной Изорой

4.

Как зовут девушку, певшую жалобную песню в трагедии «Пир во время чумы»?МериДженниЛуиза

5.

Что привиделось Луизе из «Пира во время чумы», когда она потеряла сознание?Чёрный пёс с красными глазами и зловонным дыханиемБелокурый всадник, который мчался во весь опор в сторону закатаЧёрный и белоглазый демон, который звал её к себе

6.

В каком городе происходит действие трагедии «Каменный гость»?ВаленсияМадридСевилья

7.

Как зовут вдову командора де Сольва, убитого Доном Гуаном?АннаЛаураИнеза

8.

Что советует Соломон рыцарю Альберу, который никак не может получить деньги своего отца?Отравить отцаНаучиться жить по средствам и за свой счетПродать свой шлем

9.

Что происходит между Альбером и его отцом в конце повествования трагедии «Скупой рыцарь»?Альбер убивает отцаОтец вызывает Альбера на дуэль, и тот принимает вызовАльбер обвиняет отца в убийстве своей матери

 

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Краткое содержание — Мцыри /фильм/

«Мцыри» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, классический образец романтической поэзии о плененном горце, который всю жизнь желал освободиться от оков.
Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Задания к тексту:

  • Самостоятельно прочитайте поэму.
  • Найдите историю создания произведения. Какова реальная основа?
  • Что такое прототип? Есть ли у героя прототип?
  • Почему автор выбрал именно это название?
  • Что такое эпиграф? Какое значение имеет эпиграф в этом произведении? Объясните.
  • Что такое свобода? В чем заключается она для героя и лично для вас? Объясните свою точку зрения.
  • Найдите картины/фотографии и пр., которые могли бы быть иллюстрациями для поэмы.
  • Выучите понравившийся отрывок из произведения.

 

2. Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

 

3. ПРОТОТИП — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

 

4. В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцири»  имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

 

5. Эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает. М.Ю.Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.

7.

              Мцыри и природа

 

        

 

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета, М.Ю. Лермонтов, 1837    Г.Ломовцева - М.Лермонтов "Мцыри", конкурс 2013

 

Иллюстрация В. А. Полякова к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»        

 

8. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.

А.П. Чехов

Чтение, анализ произведения  А.П. Чехова  «Человек в футляре».

Краткое содержание рассказа

Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.

Задания к тексту:

  • Ознакомиться с рассказом А.П. Чехова «Человек в футляре».
  • Прочитать текст рассказа. Провести работу со сложными, незнакомыми словами.

«глитай абож паук» (укр.) — кулак или паук, кулак — мироед, тот, кто живет         чужим трудом

  • Разобрать  образ главного персонажа. Обсудить значение говорящих фамилий.
  • Проанализировать историю письменно.

 

2. Потемки-темнота, отсутствие света.

Атавизм-появление у потомка признаков, свойственных его отдалённым предкам (обычно о явлениях вырождения).

Извозчик-кучер наёмного экипажа, повозки.

Антропос-термин греческого происхождения.

Циркуляр-директивное распоряжение подведомственным учреждениям.

Денщик-до революции: солдат, состоявший при офицере для личных услуг.

Полог-занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.

Чинодрал-фopмaлиcт.

Пасквилянт-автор пасквиля, тот, кто пишет, сочиняет пасквили.

Стог-большая высокая и округлая или четырёхугольная куча плотно уложенного сена (или снопов).

 

3. Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы. Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх. У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым. Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова — это «как бы чего не вышло». Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

 

4. Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом. Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам. Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде. А что тогда остается делать детям? Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко. В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s